Классификация подъемного оборудования (какие бывают лифты)
Лифтовое оборудование
История изобретения лифта берет свое начало еще в древние времена. Некоторые историки полагают, что машины, поднимающие людей, существовали еще в Древнем Риме. Другие считают, что впервые подъемный механизм появился в Египте, в Синайском монастыре. Это все предположения. Однако доподлинно известно, что в Версале, дворце Людовика XV, в 1743 году был установлен лифт. В конце XVIII века Кулибин изобрел «подъемные кресла», которые использовали в Петербурге в Зимнем дворце. Конечно, все перечисленные подъемные устройства приводились в движение за счет физической силы людей или животных. Ситуация изменилась после того, как была изобретена паровая машина, которую начали применять в подъемных механизмах.
Обязательным элементом всех современных лифтов является автоматический ловитель, который остановит лифт, если трос не выдержит и оборвется. Идея использования ловителя в подъемных механизмах принадлежит американцу Элайшу Грейвсу Отису. Будучи рабочим мебельной фабрики, производящей кровати, он изготовил на заказ устройство, поднимающее доски на второй этаж. Сам Отис назвал свое изобретение «безопасный лифт». Позже он основал собственную мастерскую, которая изготавливала такие подъемные механизмы. Спустя несколько лет Отис трансформировал свое изобретение в пассажирский лифт, который был установлен в 1857 году в пятиэтажном здании Бродвейского торгового центра. Лифт поднимался со скоростью 0,2 м/с и был рассчитан на пять человек. В своих подъемниках Отис использовал паровые машины. Однако спустя два года в 1859 году в отеле компания Отиса установила свой первый винтовой лифт. Историю лифта развили в 1867 году в Париже, создав гидравлический лифт.
Лифты разделяются по назначению:
Лифты разделяются по конструкции:
Лифты разделяются по конструкции привода:
Эскалаторное оборудование
Эскалаторы подразделяются на два основных класса — тоннельные и поэтажные.
Тоннельные эскалаторы - устанавливаются в длинных наклонных тоннелях — выходах станций метро глубокого залегания. Большая длина таких эскалаторов накладывает особые требования к прочности их конструкции и надёжности тормозов. Для обслуживания таких эскалаторов требуются достаточно широкие балюстрады между лентами.
Поэтажные эскалаторы - используются на станциях метро и в других подземных пространствах мелкого заложения, в зданиях. Так как к таким эскалаторам обычно имеется свободный доступ, широкие балюстрады им не нужны.
Различаются тоннельные и поэтажные эскалаторы по углу наклона. Так, при требуемой высоте подъёма до 6 метров угол наклона эскалатора составляет 30° или 35°, при высоте подъёма выше 6 метров — только 30°.
Преимущества эскалатора
Эскалаторы обладают большей пропускной способностью, чем лифты и фуникулёры.
Эскалаторы являются транспортными машинами непрерывного действия: пассажиру не приходится ожидать прибытия транспортного средства (кабины).
В случае поломки — эскалатором можно воспользоваться, как обычной лестницей, и, подняться вверх (или спуститься вниз), в то время, как в случае поломки лифтового оборудования — придётся ждать, пока его отремонтируют.
Недостатки эскалатора
Эскалаторы, как правило, дороже лифтов и фуникулёров.
В сравнении с лифтом, эскалатор требует большего пространства для установки.
В отличие от лифта, при перемещениях в здании сразу на несколько этажей пассажиру приходится делать пересадку на каждом промежуточном этаже.
В отличие от лифта, эскалатор не может развивать большую скорость, нужную для вертикальных перемещений в многоэтажных зданиях.
Затруднено перемещение пассажиров с тележками.
Как правило, скорость движения поручней эскалатора превышает скорость движения полотна. Для повышения трения на диски, приводящие в движение поручни, надевают резиновые накладки, которые со временем истираются, вследствие чего в процессе эксплуатации эскалатора снижается скорость движения поручней.
Параметры эскалатора
Угол наклона эскалатора к горизонту составляет 30°. В этом случае ходовое полотно имеет рациональное соотношение размеров ступени: её высоты (подступи), равной 200 мм, и глубины — площадки (проступи), равной 400 мм. При углах наклона 45° и 60° соотношение размеров ступени не обеспечивает безопасной перевозки пассажиров. Ширина ступени для тоннельных эскалаторов принята равной 1 м, для поэтажных эскалаторов — 0,6 м. Высота эскалаторов по вертикали может быть различной в зависимости от глубины заложения станции. Наибольшая высота подъёма эскалатора ЛТ-2 достигает 65 м. При большей высоте подъёма на поверхность устанавливают последовательно два эскалатора (два марша). Скорость движения лестничного полотна установлена с учётом обеспечения безопасности входа на эскалатор, выхода с него, а также максимальной производительности по перевозке пассажиров. Она принята равной 0,72; 0,94 и 1 м/с. Дальнейшее увеличение скорости ходового полотна эскалаторов находится в стадии изучения. Величина ускорения лестничного полотна при пуске и торможении должна обеспечивать безопасность пассажиров, находящихся на эскалаторе. Исходя из этого, ускорение в начальный момент не должно превышать 0,6 м/с² и в процессе пуска — 0,75 м/с², независимо от степени загрузки эскалатора пассажирами. Величина замедления при торможении рабочими тормозами — не более 0,6 м/с² на спуск и не более 1 м/с² на подъём. При торможении аварийным тормозом на спуск величина замедления не должна превышать 2 м/с
Строительные подъемники
С открытой платформой предназначены для подъема различного рода грузов и материалов, таких как металлоконструкций при выполнении, строительных, монтажных и ремонтных работ, а так же для подъема тарных и штучных грузов на высоту от 0,4 до 30 метров. Мачтовый подъемник соответствует требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников» (ПБ 10-518-02), «Правил устройства электроустановок» и техническим условиям (ТУ). Мачтовый подъемник ещё можно назвать подъемник строительный так как изготавливается климатического исполнения У, категории размещения 1 по ГОСТ 15150-69 для работы в районах с температурой окружающего воздуха от минус 40 до плюс 40°С с верхним значением относительной влажности воздуха 80% при 25°С атмосферой типа II по ГОСТ 15150-69, в I-V ветровых районах по ГОСТ 1451: при скорости ветра для рабочего состояния подъемника на высоте 10 м. не более 14 м/с. Строительные подъемники сохраняют работоспособность на высоте над уровнем моря до 2000 м. Строительный подъемник с высотой подъема более 9 м. может комплектоваться датчиком для точной остановки оператором грузовой платформы на нужном уровне или так сказать системой адресования, допускающей автоматическую или не автоматическую остановку грузовой платформы. Одно мачтовый подъемник Одно мачтовый подъемник.
Данные подъемники предназначены для установки на крупных и мелких складах, в магазинах розничной торговли, ресторанах, а также на различных предприятиях, где возникает необходимость включить грузоподъемные механизмы в производственный процесс. Осуществляется разработка, изготовление и монтаж подъемника именно под те условия, в которых предполагается его установка.
свободный доступ к местам смазки деталей;
безопасность монтажа, обслуживания и ремонта механизмов и сборочных единиц;
монтаж и демонтаж мачты без применения посторонних грузоподъемных средств;
удобство обслуживания всех узлов, приборов безопасности и ограничителей рабочих движений;
взаимозаменяемость однотипных секций и узлов подъемников одного типоразмера.
Механизмы и металлоконструкции строительных подъемников состоят из транспортабельных узлов, обеспечивающих простоту их сборки на месте монтажа. По требованию Заказчика строительный подъемник может оснащаться блоком дистанционного управления по радиоканалу или одно проводной линией связи. По требованию Заказчика строительный подъемник может оборудоваться приводами, обеспечивающими плавный пуск и также иметь регулятор скорости.